КИНОLAND.PRO

Аристократичность по-американски

Положение о том, что внешность играет немаловажную роль в создании кинообраза, никого не вводит в заблуждение. На что только не идут начинающие актеры, чтобы запомниться зрителям и как часто их грандиозные планы по завоеванию киноолимпа разрушаются из-за режиссерской или продюсерской формулировки: «Эта роль не для твоего лица». Неуверенный в себе лицедей обидится и замкнется, а его антагонист, наоборот, по-спортивному обозлится и начнет совершенствовать свою игровую пластику, ведь великими становятся не благодаря чему-то, а вопреки. Сколько имен актрис и актеров, ставших заложниками архетипичной внешности, знает история! Серьезные трудности с преображением всегда возникали у белокурых красавиц нордического типа. Как правило, в кадре они не излучают тепла, в них нет чувственности, их лица каменны, манеры подчеркнуто аристократичные, но сердца всегда неприступные.

Впрочем, среди этих «прекрасных холодных дам» все-таки нашлись уникальные мастерицы, сумевшие разрушить стереотипы. Вопреки общественному мнению и благодаря гениальным режиссерам. Одна из них заслуживает отдельных слов. Ее талант по-новому раскрыл неподражаемый сэр Альфред Хичкок. Когда мы сегодня пересматриваем картины с ее участием, то не можем не восхититься удивительной гаммой эмоциональных красок и полутонов, используемой актрисой в работе. Ей пришлось пройти сурового школу отбора в Голливуде. От фильма к фильму она преображала свое мастерство и уже в 25 лет стала обладательницей «Оскара». Так получилось, что в памяти людей она запомнилась в первую очередь как княгиня Монако. Но на самом деле Грейс Келли была действительно актрисой с большой буквы. О ней и будет наш рассказ


 

Упоминая актрису, журналисты любят использовать стандартную фразу «ей на роду было написано стать принцессой». Но детство малышки Грейс ничем не отличалось от сверстников. Она росла в многодетной семье. Несмотря на достаток, родители старались привить детям понятия о бережливости и сдержанности, а также вдохновить духом спортивной борьбы. Для успешного предпринимателя и первоклассного гребца Джека Келли было важно передать магию этой опасной, но продуктивной силы, заставляющей двигаться вперед, не боясь невзгод и трудностей. Она помогла ему добиться профессиональных высот в Америке, детишкам тоже обязательно бы пригодилась. Трое из четверых отпрысков вняли советам. Все, кроме предпоследней Грейс. Эта девчонка отказывалась участвовать в соревнованиях и вообще воплощала собой слишком хрупкое существо, совсем не похожее на остальных Келли. Она часто болела, была ранимой и робкой. Глава семейства быстро понял, что не быть ей сильной личностью, и решил обратить взоры на других, более перспективных детей. Чувствительная натура будущей кинодивы воспримет близко к сердцу отцовскую холодность. Биограф актрисы Сара Бредфорд так определяла непростые взаимоотношения между отцом и дочерью: «Он всегда недооценивал ее, отдавая предпочтение старшей сестре Пегги. Грейс была для него ничем не примечательным ребенком». Может, непримечательной для Джека, но примечательной для окружающих. В школе она впервые задумалась о карьере актрисы. Учителя и одноклассники поощряли ее способности к лицедейству, Грейс с радостью играла в театрализованных представлениях. Оперившись, голубка решит не сидеть на месте в родной Филадельфии, а попытать счастья в Американской академии драматического искусства в Нью-Йорке, не взирая на скептицизм близких. Девушка рискнула и не прогадала. Конечно, никто поначалу не воспринимал всерьез эту миловидную блондинку с голубыми глазами. Таких старлеток, мечтающих стать знаменитыми, по всему городу можно было насчитать тысячи. Но Грейс не унывала и не гнушалась пробовать свои силы в фотомодельном бизнесе, позируя для рекламы бытовой техники, одежды и продуктов. Пройдет немного времени, как ее позовут на Бродвей играть в пьесе самого Стринберга, а чуть позже пригласят на большой экран.

Grace_18years

 

 Естественное таяние льдов

Кинодебютом мисс Келли стала вестерн-лента Фреда Циннемана «Ровно в полдень» – история о самоотверженном шерифе Уилле Кейне, которому грозит смертельная опасность из-за возвращения амнистированного преступника, которого он когда-то посадил в тюрьму. На протяжении всего хронометража события вертятся вокруг героя Гэри Купера – он успевает пожениться, поссориться с новоиспеченной женой, встретиться с бывшей возлюбленной, подраться с другом и быть несправедливо преданным приятелями и знакомыми. Персонаж Грейс – молоденькая Эми, супруга Кейна. С первого взгляда она кажется наивной и неискушенной в жизни девушкой, которая, кажется, только-только выпустилась из института благородных девиц. Она робеет от ухаживаний мужа, боясь, что их увидят посторонние, и заботится о манерах в общении с уважаемыми жителями городка. Но лишь только на горизонте молодоженов появляется серьезное препятствие, Эми отказывается оставаться с мужем в городе ждать возмездия от злодея. Мирно сидя в холле гостиницы, ожидая поезд, который приедет ровно в полдень, Эми узнает массу нового о муже и его враге Фрэнке Миллере. Она понимает, что Уилл – хороший человек и не может как трус позволить себе сбежать от негодяя, но верная инстинктам, она снова и снова пытается до него достучаться. Неубедительно, на грани истерики, со стеклянным выражением глаз.

96830

Другое дело – Элен Рамирес. Бывшая любовница Кейна в отличие от нынешней пассии менее многословна и эмоциональна, но влияние ее куда мощнее, чем у хрупкой Эми. Опытная женщина достаточно познала о премудростях жизни. Именно поэтому она привлекла больше внимания среди зрителей. Сыгранный Кэти Хурадо женский образ получился действительно многогранным. За внешней немногословностью скрывалась израненная, но светлая и гордая душа. У героини Грейс этого не было. Несмотря на личные трагедии и приверженность квакеризму, Эми выглядит достаточно поверхностным персонажем. Сама Грейс, будучи человеком самокритичным, справедливо считала своей главной ошибкой безразличное выражение глаз. Как ни старались зрители заглянуть в ее прекрасные голубые глаза, не читалось в них страданий и страха. Продюсер фильма Стэнли Крамер был согласен с мнением большинства: «Келли считала, что с ролью не справилась. Честно говоря, я с ней согласен. Героиня Кэти Хурадо перетянула все внимание публики на себя, но на ее фоне Грейс все-таки не потерялась, пусть для своей роли совсем не подходила». Впрочем, сама Хурадо просила не умалять вклад начинающей Келли в общую работу: «Она казалась маленькой и слабой, однако характер у нее был очень сильный». Свидетели рассказывают: на прослушивание для роли Грейс приехала в белых перчатках, чем очень удивила присутствующих. Крамер с улыбкой вспоминал: «Она была настоящей леди, держалась с таким чувством достоинства, что я преисполнился уважением».

Кэти Хурадо:  «Она казалась маленькой и слабой, однако характер у нее был очень сильный»

Вслед за Эми на свет появилась Линда Нордли из «Могамбо» – приключенческой драмы Джона Форда на фоне потрясающих пейзажей Африки. Грейс вновь представилась возможность поработать на одной площадке с мегазвездой (на этот раз с Кларком Гейблом). Но задача перед актрисой теперь стояла куда сложнее – фактически изобразить героиню в двух ипостасях: сдержанной супруги, а также страстно влюбленной и отчаявшейся женщины. Получилось гораздо лучше, чем в «Ровно в полдень», выражениеее глаз наконец стало приобретать различные оттенки, но вновь не в яблочко. При всей многосложности у Линды Нордли нет духовного стержня. Только череда необдуманных, порой странных поступков и бесконечное самобичевание. Единственное чувство, которому она была верна, – это страх. Однако в то же время ей овладевало беспокойство за свое доброе имя и репутацию. Даже на краю света нельзя давать себе спуску. Но напускную чопорность и манерность сразу раскусывает героиня Авы Гарднер. Уж кому, как не ей, знать, как женщины мастерски умеют играть в святую недотрогу. «Святая недотрога» у Грейс получилась хрестоматийная – прикрывающаяся правилами этикета и приличий, но излишне нервозная особа.

92c5c1071eb4ba17c415fe536a0176e3w690h530

Эта роль принесет Грейс «Золотой глобус», но все-таки останется ощущение некоторой «недоигранности». Ее персонажам не хватало глубины характеров, сентиментальные героини все равно оставались холодными. Для раскрытия способностей актрисы требовался человек, блестяще владеющий тонкостями кинематографии и психологии. Из благородной внешности Грейс можно было получить достойный материал. Нужно было лишь только заглянуть в ее душу…

Хичкоковская оттепель

«Грейс Келли – это гора, покрытая льдом. Однако внутри этой горы бушует вулкан» – так в целом выражался Альфред Хичкок о своей музе. Они быстро нашли общий язык друг с другом. Впервые Грейс была так увлечена съемочным процессом. Режиссер и актриса обсуждали нюансы сцен, она давала практические советы о специфике поведения женщин, особенностях их привычек и сфокусированном внимании на деталях. Проницательность режиссера и максимальная самоотдача актрисы породили на свет уникальный творческий союз, придавший фильмам Хичкока новое звучание и возведший Грейс на новый, более качественный уровень мастерства.

0072lrg2

Роскошная Марго Вендис («В случае убийства набирайте “М”») и очаровательная Лиза Фремон («Окно во двор») наконец получились органичными и, самое главное, «теплыми» персонажами у Грейс. Они излучали особый свет и символизировали внутреннюю гармонию. Несмотря на внешний лоск и аристократизм, это ранимые и чувствительные натуры, верные долгу совести. Как истинно любящим женщинам, им неприемлема даже гипотетически мысль о предательстве близких людей. По-матерински отчаянно они готовы биться за свою правду в ледяном мире лицемерия и двойных стандартов. Но ко всем положительным качествам Хичкок наделяет героинь еще смекалкой, сообразительностью и рассудительностью. Получились эдакие хранительницы женского двоемирия – искусительно элегантные внешне и по-детски трогательные внутри. Именно Грейс Келли идеально подошла для такого типа представительниц прекрасного пола, украсивших криминальные сюжеты картин режиссера и придавших в них остроты.

okno-vo-dvor

Хичкок как бы специально эпатирует сексуальный образ Грейс в начале кинолент. Она кажется опасной, пугающе страстной дамой. Вспомним только с каких кадров начинается «В случае убийства набирайте “М’» – героиня, облаченная в платье символически алого цвета, долго не отрывает губ, целуясь с персонажем Роберта Каммингса. «С этой красоткой не стоит шутить», – сразу приходит в голову. Что уж говорить об эффектном появлении Грейс в напряженной по накалу ленте «Окно во двор». Мрачная тень накрывает лицо Джеймса Стюарта, а вслед за ней камера показывает крупным планом отдаляющееся лицо Лизы Фремон. Перед зрителями la femme fatale мгновенно превращается в нежного ангела. Вот так магия Хичкока!

Режиссер позволил Грейс сделать то, что никто раньше ей не давал, – самовыразиться. Знакомые с актрисой люди всегда в один голос заявляли об ее искрометном чувстве юмора. Она как ребенок могла долго потешаться над чем-то смешным, будь то вещь или человек. Любила Грейс и розыгрыши. Альфред Хичкок сумел прочувствовать в этой филадельфийской блондинке способности к комичности и самоиронии. Он видел в ней маленькую задорную девчонку, которая не прочь немного пошалить. Именно эту неизведанную доселе сторону сущности Грейс мир увидит в «Окне во двор» (а позже в «Высшем обществе»). Какой забавной и энергичной выглядит Лиза, присоединившись к расследованию Джеффа. В ней тотчас исчезают манерность и степенность, а на их место приходят решительность и неустрашимость. Она не сторонится «грязной работы», мысли о которой должны по идее заставить истинную леди вздрогнуть от отвращения. Мы становимся свидетелями удивительных сцен: Лиза Фремон, наряженная по последней моде, яростно выкапывает клумбы во дворе в поисках улик и еще более самонадеянно проникает в чужую квартиру, пробираясь по пожарной лестнице. Даже в таких столь неприглядных для изысканной красавицы ситуациях Грейс ни на секунду не теряет своего природного шарма, если не сказать наоборот. В моменты непринужденности героини Грейс выглядят предельно грациозно.

Хичкок с уважением отнесся к таланту девушки, до конца жизни она будет ему благодарна и признает любимым режиссером. Уже во время съемок «В случае убийства…» Хичкок сделал Грейс предложение поучаствовать в следующем проекте. Она согласилась, несмотря на то что имела реальный шанс сыграть в паре с голливудским секс-символом Марлоном Брандо в драме Элиа Казана «В порту». Но только бок о бок со своим маэстро актриса чувствовала себя в своей тарелке, не ограниченная в возможностях созидать новые художественные образы.

Альфред Хичкок сумел прочувствовать в этой филадельфийской блондинке способности к комичности и самоиронии. Он видел в ней маленькую задорную девчонку, которая не прочь немного пошалить

До окончательного заверения своих высоких актерских способностей Грейс оставалась одна роль, которая заставит критиков и скептиков прикусить свои языки и надолго замолчать от восхищения. Эта роль станет венцом мисс Келли на пути к воцарению на голливудский трон.

Нежная весна

Джорджи Элджин в «Деревенской девушке» Джорджа Ситона – вершина мастерства Грейс. Для молодой Келли это был настоящий вызов себе. На сей раз ее героиня никак не была связана со светской жизнью, в ее гардеробе не было шикарных платьев с декольте и элегантных шляп, вместо роскошных апартаментов крышей над головой служила крохотная квартирка в Нью-Йорке. В атмосфере покаяния и пуританской морали проходит размеренная жизнь Джорджи и Фрэнка Элджин (Бинг Кросби), который еще недавно был успешным актером и музыкантом, чье имя блистало на афишах американских театров. Страшная трагедия, ворвавшаяся в их судьбы, навсегда изменила привычный распорядок. Джорджи перестала ухаживать за собой и погрузилась в домашние рутинные хлопоты, а муж, корящий себя за смерть сына, пристрастился к алкоголю и всячески избегает ответственности. Предложение режиссера Берни Додда (Уильям Холден) вернуться в театр, кажется, должно возродить во Фрэнке утраченную веру, но он слишком слаб и духом, и телом. Как в такой ситуации поступать жене, наблюдающей за медленным, но верным саморазрушением супруга? Конечно, бороться. И она заставляет его взять волю в кулак и согласиться на работу. Жаль лишь, что Фрэнк, боясь оттолкнуть Додда, наговаривает на Джорджи и винит ее в своих слабостях.

278131

С этого момента зарождается мощное противостояние между режиссером и волевой женой, которая на взгляд Додда только мешает профессиональному росту артиста. Его раздражает ее смиренность, дерзновенность и самонадеянность. Он действительно верит, что она хочет сделать из Фрэнка подкаблучника, ведь женщины только и способны на подлости и предательства. Только со временем ярый женоненавистник начнет прозревать и увидит в Джорджи уникальную личность, пожалуй, лучшую из всех, кого он доселе встречал. «Серая мышка» окажется сильной, преданной и терпеливой женщиной, которая поступилась многим в своей жизни, чтобы не дать Фрэнку уничтожить себя. В сцене долгожданного объяснения в полицейском участке с героем Уильяма Холдена Грейс выглядит невероятно убедительно. Привыкшая за долгое время подавлять в себе очаги гнева, Джорджи больше не может терпеть и взрывается подобно динамиту. Как выразителен ее обвиняющий взгляд, в котором считываются годы тяжких страданий. Грейс наконец-то научилась выражать сильные эмоции посредством глаз. Особенно показательна в связи с этим сцена на улице перед театром между Джорджи и Фрэнком, когда она, еле сдерживая слезы после обидных слов Додда, говорит мужу, что все замечательно. Сколько боли и печали отражено в ее глазах, наполненных слезами. Как она измождена и несчастна. Совесть и верность не позволяют ей бросить мужа, даже ради возможности новой, чистой и безмятежной жизни.208879_original

Она распахнула свое «зеркало души» и мир тотчас капитулировал. Безусловно, до Грейс актрисы соглашались на видоизменение внешности ради роли, но то фантастическое преображение, случившееся с Келли в «Деревенской девушке», почему-то потрясало особенно. Актриса с характерной аристократической внешностью, неразделимо связанная с миром гламура, любовных интриг и хичкоковского саспенса, смогла до неузнаваемости перевоплотиться для классической социальной драмы. Очки, скромная одежда и отсутствие макияжа помогли Грейс сосредоточиться на игре. Все внимание было приковано к ее глазам. И на этот раз они ее не подвели.

Плоды сказочного лета

С тех пор в жизни актрисы наступило сказочное лето. После вручения «Оскара» за роль Джорджи Элджин последовало приглашение на Каннский фестиваль и судьбоносная фотосессия журнала Paris Match в Монако. Она познакомилась с Ренье III и началась другая история биографии американской дивы.

 

С Голливудом Грейс попрощалась фильмами «Лебедь» и «Высшее общество». В первом по иронии судьбы она сыграла роль принцессы Александры, а во втором блеснула как светская львица Трейси Лорд. В музыкальной комедии Чарльза Уолтерса (а это была мюзикл-версия «Филадельфийской истории» Джорджа Кьюкора) Грейс в полную силу проявила способности комедийной актрисы и даже исполнила пару музыкальных композиций. Эта взбалмошная девчонка, разрывающаяся аж между четырьмя претендентами на руку и сердце, ни на секунду не теряет шарма и красоты. Она прекрасна и забавна одновременно. Такой жизнерадостной Грейс Келли на экране публика не видела давно и, к сожалению, больше не увидела. Княжеские обязанности перед монегасками заставили навсегда актрису отказаться от лицедейства. Конечно, будет еще документальный фильм об учениках Ленинградского балетного училища, но там Грейс выступит исключительно в роли рассказчика. Самое большое разочарование от новой, монархической роли постигнет ее после негативной реакции жителей княжества на новости о согласии госпожи Келли играть в фильме «Марни» у ее любимого Альфреда Хичкока. Люди ни за что не желали видеть свою княгиню, целующуюся с неизвестными мужчинами. Это оскорбляло честь Ренье и всего народа Монако. Так сладкие грезы Грейс о возвращении в любимое дело были навсегда разрушены.

Grace-Kelly-laughing

Когда она начинала свой путь в большое кино, то не могла предложить ничего, кроме безоговорочно привлекательной внешности. Но со временем, практикуя навыки, еще полученные в стенах Академии драматического искусства, Грейс преобразилась и заставила кинематографистов себя уважать. Она доказала, что царственный вид и манерный аристократизм – еще не признаки холодности и бесчувственности, поэтому люди глубоко ошибаются, судя окружающих по внешнему виду. Ведь истина не в красоте, истина в сердце…

 

Новинки кино





Социальные сети

Don't be shy, get in touch. We love meeting interesting people and making new friends.

Яндекс.Метрика