Этот грязный-грязный мир

Сначала ты не можешь произнести ни слова, затем испытываешь чувство вины, будто заглянул в замочную скважину, а потом признаешься, что увиденное на экране — правда. «Министр» Джорджио Амати — фильм, которого не хватало. Это история о пороках общества, рассказанная жестко, но с юмором. На мизансцене герои нашего времени — беспринципный бизнесмен, меркантильная жена, расист-ксенофоб, малодушная мигрантка, псевдоинтеллектуалка и коррумпированный чиновник. Действие происходит в Италии, но диалоги, образ мыслей и действия героев кажутся невероятно знакомыми. Как режиссер достиг такого уровня аутентичности? Давайте разберемся.

В кино наметился любопытный тренд. Простые камерные истории вызывают у зрителей живой интерес наравне с блокбастерами (честь и хвала за это Паоло Дженовезе с его «Идеальными незнакомцами»). Джорджио Амати учел опыт коллеги в работе над «Министром». Но свой фильм режиссер приправил убойной порцией черного юмора, который у человека неискушенного может с непривычки вызвать шок и недоумение.

Фильм "Министр"

Фильм начинается с неприглядной сцены — пес справляет нужду, пока хозяин разговаривает по телефону. Перед нами Франко Луччи — статный мужчина в костюме. Его дни расписаны по минутам, у него свой бизнес, красавица-жена, квартира в одном из престижных районов Рима, собака и гувернантка. Но для беззаботного счастья Франко не хватает контракта на гостендер. Что же делать, как его заполучить? Сметливый предприниматель решает втереться в доверие к министру, устроив незабываемый прием. Для разогрева — дорогое вино, изысканные блюда и непринужденные разговоры, для кульминации — чемодан со взяткой, а на десерт, чтоб уж точно закрепить сделку — роскошная девушка из эскорта. Ничто не должно испортить вечер, Франко учел все слабости министра и держит руку на пульсе. Но как часто случается, в идеальном сценарии образуется прореха — из-за несчастного случая «ночная бабочка» не может приехать, ей нужно срочно искать замену. Так из карточного домика выпадает первая карта.

Фильм "Министр"

Взбешенный Франко возвращается домой. Бедняге кажется, что весь мир восстал против — жена ходит как фурия, кричит на служанку и запрещает готовить мясо по вегетарианским соображениям, да еще как назло пропал пес. Проблем подкидывает горе-компаньон по бизнесу, по совместительству шурин Франко — Микеле. Жрица любви, которую он привел, вообще не соответствует вкусам министра. Вместо пышногрудой брюнетки в дом заявилась низенькая азиатка по имени Чжен. Но что еще страшнее — она не глупая и отказывается безропотно подчиняться приказам. Франко охватывает паническая атака, он уединяется на кухне, а мы ближе знакомимся с остальными персонажами.

Рита — эмансипированная женщина, отвергающая патриархат. Она не в восторге от мужа, и будь решительнее, наверное, ушла бы от него, да вот цена развода слишком высока. У нее своя художественная галерея, которую надо содержать. Госконтракт решил бы проблему с финансированием. Микеле тоже надеется на удачный исход сделки. В глубине души он презирает зятя за малодушие, но денег все-таки хочется больше. Чжен быстро раскусывает алчные мотивы троицы, чувствуя, что сможет этим вечером поживиться на их слабостях.

Фильм "Министр"

А что же Франко? А хитроумный Франко придумывает новый план. Если министру не понравится Чжен, он предложит Эсмеральду, свою венесуэльскую служанку. Деликатно пригрозив депортацией в случае отказа, он сходу добивается согласия подчиненной.

Таким образом, личное счастье каждого из пяти героев в руках министра. И чтобы ему угодить, они ни на что не поскупятся. Джорджио Амати не затягивает момент долгожданной встречи. Черный «Мерседес» заворачивает к дому Франко и паркуется у подъезда. С этой минуты происходящее в фильме кажется до неприличия знакомым, будто все случилось где-нибудь на Рублевке. Пелена рассеивается с глаз, и мы узнаем горькую правду о нас самих же.

После «Министра» вновь задумываешься о ментальной близости России и Италии. Сходство даже в мелких деталях. Например, в Италии, как и у нас, влиятельные чиновники беззастенчиво пользуются «мигалками». Они точь-в-точь похожи на наши и издают такой же неприятный звук. И уровень коррупции в Италии такой же высокий — с чиновниками можно договориться о чем угодно, нужно лишь найти правильный подход и сойтись в цене.

Роландо Чарди — типичный министр. Одет с иголочки, обходителен и вежлив. Вежлив настолько, что внушает иллюзию, будто удовлетворит все просьбы. Герои доверяют первому впечатлению о госте и борются за его расположение. Поток пафосных речей, лицемерных высказываний и циничных заявлений обрушивается на министра как песчаная буря. Наивные угодники и не предполагают, что Роландо их уже разоблачил и потешается. Правда, кроме потехи чиновник испытывает еще и сладостное наслаждение от собственной важности. Для него приготовлен роскошный ужин, сразу три привлекательные женщины готовы провести с ним ночь (даже Рита), а крупная взятка уже в кармане. Он здесь самый желанный, самый любимый и самый уважаемый. Грех отказываться от продолжения банкета. Эти недотепы исполнят любой, даже самый грязный каприз.

Бокал за бокалом, и темы разговоров становятся острее. Министр уже не церемонится и затевает беседу о религии, браке, наркотиках, нелегальной миграции и даже размышляет почему над Италией смеется весь мир. Верит ли он в Бога? Нисколько. Чтит ли институт брака? Тоже нет. Он женился из желания доказать, что обладающий властью может купить любую женщину, даже ту, которая не любит. К мигрантам он тоже не испытывает симпатий. И к сегодняшнему статусу родной страны относится с иронией. Италия — всего лишь часть красивой декорации на политической арене.

Фильм "Министр"

В сознании Роландо произошла серьезная подмена ценностей. Вместо борьбы за лучшую жизнь, он только упивается властью и обожает, когда перед ним пресмыкаются. Тщеславие, алчность, чревоугодие и похоть представляют для министра вовсе не пороки, а смысл жизни.

Ну, а раз власть имущий ни во что не верит и не ставит в почет, что уж говорить об остальных. Джорджио Амати доводит ситуацию до гротеска. Приличные люди в начале фильма превращаются в некое подобие рептилий в финале. Ни один из них не вызывает жалость или симпатию. Идя на поводу у жадности и недальновидности, они предали самих себя. Конец закономерен и справедлив. Даже пропавшая собака, которая в конце возвращается домой, брезгливо отворачивается. Это уже не люди, а так, биомусор.

Общество, где не осталось духовных авторитетов, обречено на погибель. История универсальна для всех. В этом Амати убежден. Неслучайно режиссер играет в фильме роль полицейского. Как в кино, так и в жизни он обличает безнравственность, смутно веря, что ситуация прояснится. Но прояснится ли она? Вопрос до сих пор открыт.

«Министр» наводит на грустные размышления. Неужели наши мечты так обмельчали? С каких пор конформизм стал нормой? Почему мы тушуемся перед трудностями и выбираем самый легкий (а порой унизительный) путь? В погоне за призрачными идеалами мы уже не отдаем себе отчета в словах и поступках. С животными обращаемся лучше, чем с людьми. Ставим себя выше других (хрестоматийна сцена, где Микеле произносит эмоциональный спич в поддержку геноцида в Африке). Предаем близких и лжем, лжем, бесконечно лжем…

В фильме не раз звучит фраза «власть возбуждает». Хотелось бы еще добавить: опьяняет, пленяет и сводит с ума. Приобретя ее, автоматически становишься персоной высшей касты. Но власть опасна. Как сильнодействующее вещество, она может вызвать привыкание, а при передозировке привести к летальному исходу. Шесть человек, собравшихся дома у Франко и Риты Луччи, не знали о последствиях. Или не хотели знать… А вы хотите?


Автор: Эрика Гурцкая

Автор: Эрика Гурцкая

Автор записи: Эрика Гурцкая