Луи Лепренс — настоящий основатель кинематографа, исчезновение которого не раскрыто до сих пор

Историки кино называют братьев Люмьер и Томаса Эдисона основоположниками кинематографа. Спросите любого, и вам расскажут, например, про первый киносеанс на бульваре Капуцинок в Париже 28 декабря 1895 года, организованный Люмьерами. Эта дата считается днём рождения кино. Но мы вас удивим. Люмьеры и Томас Эдисон, их американский коллега, не были первыми. Нет, мы не сошли с ума. И нет, мы не фантазируем. Имя того, кто внес свой вклад в развитие кино, не вписано в свидетельство о рождении кинематографа. Знакомьтесь, Луи Лепренс — всеми забытый отец синематографа, таинственно исчезнувший незадолго до презентации своего изобретения.

13 сентября 1890 года высокая фигура в чёрном села в поезд до французского Дижона, мужчина расположился на своём месте, поставил рядом огромный чемодан с вещами и портфель с разными бумагами, среди которых были чертежи и важные заметки. Поезд тронулся, мужчина достал тетрадь, чтобы сделать пару записей — в голове вертелось столько интересных мыслей. Впереди его ждала долгая дорога до Парижа, а затем — до Нью-Йорка, где мужчина планировал запатентовать своё грандиозное изобретение, киноаппарат, о котором он грезил с юности. Хотя зачем начинать эту историю с конца?

Луи-Эмэ-Огюст Лепренс, фантазёр и мечтатель, родился 28 августа 1841 года во французском городе Мец. Его отец был военным, членом Ордена Почётного легиона, а мать происходила из богатой и уважаемой семьи. С детства Луи любил проводить время в мастерской друга отца, Луи Дагера — изобретателя фотографии. Общение с гениальным учёным повлияло на увлечения Лепренса, который заинтересовался химией и фотографией, а позже — и кинематографом. Однако, крайняя степень перфекционизма, присущая характеру Лепренса, не позволила ему рассказать о своём главном изобретении всему миру. Вернее, он не успел этого сделать. Помешали ему намеренно или произошедшее с ним в поезде было роковым стечением обстоятельств, остаётся загадкой.

16-линзовая камера Луи Лепренса хранится в Музее медиа в Брэдфорде
16-линзовая камера Луи Лепренса хранится в Музее медиа в Брэдфорде

К концу 1888 года Лепренс закончил работу над своей первой камерой с 16 линзами. Сложнее всего изобретателю давалась работа над проекцией. В 1888 году он писал своей жене, что готовится к итальянской выставке, чтобы презентовать первый в мире киноаппарат. Разобрался ли Лепренс с проекцией теперь уже неизвестно, так как многое, что касается его разработок, пропало. Его сын Мариэлла рассказывал, что однажды зашёл в кабинет к отцу и увидел на стене «идущих людей». Если верить Мариэллу, Луи Лепренс всё же решил проблему с проекцией.

По мнению экспертов, первая 16-линзовая камера Лепренса была несовершенна в техническом плане, в отличие от его следующего изобретения — камеры с одной линзой. Её можно смело назвать законченным проектом и, кстати, говоря, она до сих пор находится в рабочем состоянии. Исследователи считают, что камера была создана в промежуток между 1886-м и 1888-м годами. Изобретения Лепренса хранятся в Национальном музее науки и медиа, который расположен в английском городе Брэдфорд.

1-линзовая камера Луи Лепренса также хранится в музее в Брэдфорде
1-линзовая камера Луи Лепренса также хранится в музее в Брэдфорде

Все, что осталось от разработок Лепренса — это стеклянная пластинка из тринадцати изображений, три куска плёнки из двадцати изображений и две камеры.

Луи Лепренс никогда не показывал на публике свои изобретения, однако использовал их в личных целях — он снимал своих близких. В силу того, что Лепренс не успел закончить свою работу, все его съёмки удалось увидеть лишь в 1999 году, когда сотрудники Национального музея науки и медиа оцифровали кадры. После просмотра этих небольших кинозарисовок, сможете ли вы называть Люмьеров и Эдисона основоположниками кинематографа?

Если бы очень точными, то первый фильм Луи Лепренса был снят до 1887 года на 16-линзовую камеру. Лента называется «Человек выходит из-за угла». Специалисты предполагают, что Лепренс снял этого мужчину на пересечении улиц Bochart-de-Saron (где жил Лепренс) и Avenue Trudaine в Париже. Кроме этого, в брэдфордском музее хранятся три фильма, снятых на однолинзовую камеру в 1888 году: «Сцена в саду Раундхэй», «Движение транспорта на мосту Лидс» и «Аккордионист».

Луи Лепренс снял свои фильмы за полтора года до появления кинематографа Эдисона и за семь лет до синематографа братьев Люмьер.

Итак, 13 сентября 1890 года Луи Лепренс сел в поезд, следующий до французского Дижона, после он планировал доехать до Парижа, а оттуда в Нью-Йорк, — рассказать всем о своём изобретении. Однако больше Луи Лепренса никто и никогда не видел. Друзья, которые встречали его в Дижоне, не нашли Лепренса среди прибывших пассажиров. Официально Лепренса признали погибшим в 1887 году. Ещё больше загадочности в его судьбу добавляет гибель сына Адольфа — В 1901 году при странных обстоятельствах он был либо убит, либо покончил с собой из винтовки.

В 60-х годах XX века историки кино и исследователи жизни Лепрена делали запросы в архивы. И к своему удивлению обнаружили, что нигде не сохранилось никаких документов о ходе расследования исчезновения Лепренса, ни в Скотленд-Ярде, ни в префектуре Парижа. Хотя в семейных архивах остались копии документов из французской полиции, датируемые 1900-м годом. В них сообщается, что поиски Лепренса безуспешны.

В 1930 году в Лидсе, в мастерской, где работал Лепренс, была сооружена мемориальная доска

Естественно, что таинственное исчезновение Лепренса пытались объяснить хоть каким-то образом. Жена Лепренса всегда была уверена, что её мужа похитил и убил Томас Эдисон. Еще одна версия сводится к тому, что от Лепренса избавился его родной брат из-за наследства матери. Некоторые считают, что Лепренс инсценировал своё похищение из-за большого количества кредитов. После этого он либо покончил жизнь самоубийством, либо уехал куда-то в Северную Африку.

Автор записи: Диана Дороб