Михаил Романовский: «Я рискнул и не пожалел ни разу»

Не правы те, кто говорят, что фестивали — бессмысленная трата времени. «Ты никогда не знаешь, кого там встретишь и чем это может обернуться» — поясняет герой нашего интервью. Его первый любительский фильм взяли в конкурс и присудили гран-при. Победа вдохновила молодого человека на учебу в ВКСР. А дальше завертелось-закрутилось: кино, реклама, телевидение… снова кино. О том, как совмещать несколько творческих ипостасей, получить грант на обучение в Manhattan film institute и смириться с тем, что вас будут воспринимать как «странного креативом озабоченного шизофреника» — Михаил поделился с нами.

Вы — выпускник Высших курсов сценаристов и режиссеров. Расскажите немного о процессе обучения, какая царила атмосфера, что нового для себя открыли?

Прошло уже немало времени с момента моего окончания ВКСР. Сейчас уже кажется, что это была совершенно другая жизнь, наполненная ежедневным познанием не только режиссерского ремесла, но и самого себя. Высшие курсы действительно перевернули мое мировоззрение и дали важные базисные знания. За два года мы прошли через интенсивный процесс обучения, включающий в себя важнейшие предметы: режиссура, монтаж, операторское мастерство, драматургия кино, работа с актерами, работа с композитором, и пр. Разумеется немаловажны занятия в мастерских и бесчисленное число мастер-классов от известных деятелей кино. Одна из важнейших целей обучения — освоить процесс от и до, научиться говорить с профессионалами из различных кино-департаментов на одном языке. ВКСР значительно отличается от других российских киношкол, в первую очередь, своей атмосферой. Многие мастера и преподаватели относятся к тебе не как к студенту, а как к коллеге, это очень вдохновляет и задает определенный стиль взаимоотношений. Студенты всегда помогают друг другу, особенно поддерживают тех, для кого это первый опыт в съемке. Так формируются дружеские отношения. Со многими ребятами мы до сих пор «на связи», радуемся успехам друг друга, порой сотрудничаем, всегда готовы помочь с поиском «иного творческого решения» или дать честную критику. И я твердо знаю, что по-прежнему, могу прийти ко многим мастерам (не только моей мастерской) за советом или же просто поговорить. Это ценно.

Михаил Романовский

После ВКСР вы отправились в Manhattan film institute. Чем вызвано это решение? Поиски себя или необходимость повышения квалификации, полученных знаний в России оказалось недостаточно?

Дело было иначе. Мой дипломный фильм «Одинокие души микробов» участвовал в конкурсной программе кинофестиваля International Silver Spring film Festival, где получил награду «Audience choice best short film». На этом фестивале присутствовал директор киношколы Manhattan Film Institute — Тони Спиридакис. Посмотрев фильм, он был в невероятном восторге, и после награждения спросил у меня, не хотел бы я учиться в его киношколе чтобы получить американский опыт работы. При этом он несколько раз отметил, что это вопрос не новых знаний, а скорее именно опыта, подхода и возможных связей. Также он предложил грант, покрывающий большую часть стоимости. Само собой, я согласился, знаний никогда не достаточно, особенно для режиссера.

Михаил Романовский

Как у американцев устроен образовательный процесс? Разительно ли отличается подготовка будущих кадров?

Тут двоякий вопрос. Давайте разделим топовые многолетние киношколы США (AFI, USC, UCLA, Columbia и пр) и MFI (Manhattan Film Institute). MFI — это двухнедельные курсы для актеров и режиссеров, погружащие студента в экстремально интенсивные сроки и условия производства. Это отличный курс, помогающий не только освоить новые знания, но и «прокачать» свои навыки. Работа MFI базируется на принципе «3−2-1»: три страницы сценария, два актера, одна локация. Это идеальная формула производства короткометражного фильма для любого студента. Более того, я бы добавил «4» и «5». Четыре — это точное число часов, за которое тебе нужно снять фильм. И да, это реально. Пять — это тайминг фильма который нельзя превышать. За две недели, помимо различных занятий и мастер-классов студенты осваивают процесс кинопроизводства от, а до я. Важной особенностью MFI является то, что в нее входят две отдельные программы: актерская и режиссерская. Мастерами этих программ являются известные профессионалы. В итоге, каждый актер снимается как минимум в двух фильмах, каждый режиссер делает один фильм, над которым он работает все 2 недели. И еще немаловажно, что нет никаких ограничений по возрасту, и это дает удивительный эффект. Представьте себе 16- летнего начинающего режиссера, работающего с профессиональной 45-летней актрисой и 25-летним парнем, который решил попробовать себя в новой профессии. Или обратную ситуацию, 30-летний режиссер, которому предстоит снять фильм с профессиональным 16-летним актером и 40-летней начинающей актрисой. И ведь получаются замечательные работы. Кроме того, каждый студент пробует себя в различных профессиях: второй режиссер, гаффер, художник-постановщик, скрипт-супервайзер, оператор бума, ассистент камеры, кей-грип… При этом на площадке всегда работает профессиональный оператор-постановщик и звукорежиссер. MFI обладает своей уникальной атмосферой и методологией. В этом году мне довелось у них работать в качестве куратора, даже мастер-класс провел.
Если мы говорим про топовые американские киношколы — там все строится по другой схеме работы. В интернете множество статей на эту тему. Насколько мне известно, принцип работы следующий: помимо рядовых предметов и занятий в мастерских, студенты работают на проектах друг у друга в качестве оператора, звукорежиссера, второго режиссера, режиссера. Я думаю подробнее об этом могут рассказать российские студенты, которые там обучались. Одно могу сказать точно, стоимость в топовых американских киношколах — космическая.

Михаил Романовский

Некоторых студентов-идеалистов пугает альтернатива работать в рекламе и на телевидении, чтобы как-то реализоваться. Вы успешно попробовали себя в этих областях. Опираясь на свой опыт, скажите, работа на ТВ и в рекламе проще, чем в кино, или нет?

Вопрос интересный. Я бы сказал не проще и не сложнее, потому что это абсолютно разные вещи. Много лет назад я решил, что хочу попробовать себя в разных направлениях: реклама, ТВ, клипы, сериал, кино. Сейчас я осознаю важность этого решения, потому как могу использовать не только различные режиссерские инструменты, но и опыт, который получил в различных направлениях. Это очень помогает. Работа в рекламе учит строгой дисциплине, маркетинговому мышлению, перфекционизму, точности и деталеориентированности в работе. Работа на телевидинии это отдельный мир, со своим распорядком и законами, где важнейшие принципы организации процесса — технологичность, бюджетирование, командная работа, многозадачность, умение быстро находить решение в любой ситуации. Музыкальные клипы — это чистый креатив, ограниченный лишь рамками бюджета и позиционированием артиста. Работа в кино объединяет все это воедино, но через призму искусства, эмоций, личного опыта, переживаний. Создание кино — прежде всего, командная работа, это семья, с которой ты проживешь не один месяц. Могу сказать точно, все эти направления объединены важным нюансом: «Если что, виноват всегда режиссер». Думаю, это разумно.

Михаил Романовский

Ваша короткометражная работа «Таймлайн» успешно шествует по мировым киносмотрам. Расскажите немного, как проходил процесс работы над фильмом?

Оригинальный сценарий был написан потрясающим сценаристом Максимом Максимовым для съёмок учебного фильма в Manhattan Film Institute, где, как я уже говорил, получил колоссальный опыт работы с американскими студентами и профессионалами киноиндустрии. Вернувшись в Россию, мы с Максимом решили немного доработать сценарий и переснять эту историю. К счастью, мне довелось познакомиться с замечательным исполнительным продюсером — Анной Старадумовой. Благодаря ее профессионализму, уверенности и опыту мы очень быстро начали плотный подготовительный период. Команда набралась великолепная, небольшая, но из абсолютнейших профессионалов своего дела. Оператором-постановщиком был Святослав Осипов, с которым мы также работали на «Одиноких душах микробов». Я был в восторге, когда Аня предложила пригласить в качестве звукорежиссера Елену Петросян, она невероятная, профессионал с большой буквы, которая, так же, как и я, помешана не мелких деталях работы. Вторым режиссером была Ирина Кано. Именно благодаря ей мы уложились в тайминг. Представьте себе трех сумасшедших перфекционистов на площадке: дотошный режиссер, патологически креативный оператор и внимательный звукорежисер — мне кажется, мы могли бы снимать без остановки несколько дней, если бы не Ира с Аней, которые всегда нас аккуратно возвращали в реальность. Огромной удачей стало то, что удалось пригласить великолепных, неверотно талантливых актеров принять участие в фильме — Елену Яковлеву и Илью Сологуба. Это были сумасшедшие, но потрясающие 14 часов съемки и несколько месяцев постпродакшна. Я искренне рад, что нам это удалось.

Михаил Романовский

Некоторые ребята категорично относятся к фестивалям, дескать, фильм увидит небольшое количество зрителей. А какого мнения придерживаетесь вы?

Мне действительно довелось участвовать в различных кинофестивалях, где-то успешно, где-то нет. Но могу определенно сказать — надо участвовать и охватить максимальное число кинофестивалей, и тому есть ряд причин. С моим самым первым фильмом «Кофе с молоком» я участвовал в кинофестивале «Золотая лента» (г.Томск). Это был любительский фильм, снятый на родительскую камеру, в котором снимались мои друзья и знакомые. Фильм получил гран-при в категории «любительское кино», и это дало важный толчок моему поступлению на ВКСР. Отправляя «Одинокие души микробов» на фестивали в США я не знал, что это может привести к гранту на обучение в американской киношколе. Сейчас я активно отправляю «Таймлайн», и мне помогает в этом фестивальный агент «Синепромо». В США есть замечательная идиома «you never know», и это правда. Ты никогда не знаешь, кого ты встретишь на фестивале и чем это может обернуться. Мне довелось познакомиться с продюсерами, актерами, сценаристами, режиссерами. И с каждым есть о чем поговорить, спросить совет или мнение. Я уже не говорю о различных полезных мастер-классах и вдохновляющих пресс-конференциях. Само собой фестиваль фестивалю рознь, но ведь «you never know».

Поделитесь с нами планами на будущее? Что бы хотелось снять?

Если честно это самый сложный вопрос. Я хочу попробовать поработать в различных жанрах: психологическая драма, черная комедия, драмеди, психологический хоррор, фантастика, возможно даже детектив. Мне всегда интересно пробовать что-то новое. Поэтому я всегда в поиске сценариев. Написать мою почту? 🙂 При этом я не готов отказаться от работы в рекламе или ТВ-спецпроектах, это важная часть моих интересов. Сейчас начинается новый и важный этап в моей жизни, поэтому много планов, и новая планка в работе. Надеюсь… нет, я уверен, что все получится.

Рубрика «Куда приводят мечты» предназначена для ребят, которые сомневаются в выборе профессии. Какой совет вы бы дали начинающим режиссерам? На что стоит обратить особое внимание?

Подумайте, зачем вы хотите стать режиссером, ответьте себе на этот вопрос. Это важно. А потом подумайте, готовы ли вы жить в постоянной неопределенности завтрашнего дня? Вы хотите быть в состоянии недосыпа и работать в режиме 24/7? Вы действительно готовы работать с сумасшедшими людьми? Будьте готовы к тому, что люди будут вас воспринимать как странного креативом озабоченного шизофреника. К этому можно привыкнуть. Просто делайте то, что делает вас счастливым. Если есть замысел, который не дает вам покоя, если вы можете найти таких же сумасшедших людей, готовых создавать что-то вместе с вами, если вы готовы рискнуть и пожалеть, вместо того, чтобы жалеть, что не рискнули — действуйте. Я рискнул, и не пожалел ни разу. И если этот опыт будет болезненным — тем лучше, значит вы чему-то научились.


Автор: Эрика Гурцкая

Автор: Эрика Гурцкая

Автор записи: Эрика Гурцкая