Наталья Гуркина: «Снимать надо пока горячо»

Верите ли вы, что можно снять 60-секундный фильм? Не тизер, не промо, а именно фильм. Нет? Значит, вы еще не видели «Confession» Натальи Гуркиной — и очень зря. Работу признали лучшей на международном фестивале в Торонто, в рамках конкурса TIFFxinstagram. Жюри во главе с Изабель Юппер отсмотрели свыше десятка короткометражек в инстаграме и остановили выбор на картине выпускницы Московской школы кино. Мы встретились с главной героиней сентября и узнали подробности из первых уст. О демократичности канадцев, вкуснейшем эрл-грее с молоком, вечеринке с Эммой Робертс и будущем кинематографа — режиссер поделилась с нами.

Наташа, как же началась твоя волшебная история?

Вообще «Confession» я сняла для российского конкурса «Filmmobil». По регламенту участники должны были прислать видео не более 60 секунд, с признанием в любви кому-то или чему-то. Мне присудили гран-при. После этого я решила испытать удачу на прочность. Я отправила другую свою работу в основной конкурс фестиваля в Торонто, она, конечно, не прошла. Но я периодически заходила на официальный сайт, и вдруг наткнулась на информацию про TIFFxinstagram. Здесь тоже были нужны фильмы хронометражем до 1 минуты. Я загрузила видео в инстаграм, добавила необходимый хештег. Через несколько дней жюри во главе с Изабель Юппер выбрали 25 лучших работ, из которых мою признали лучшей. Честно говоря, не рассчитывала на такой масштаб, но было очень приятно.

Наталья Гуркина

Что было дальше?

До отлета все слилось в страшное получение визы. В России надо 2 недели ее оформлять. А меня очень поджимали сроки, приглашение прислали накануне, за 4 рабочих дня нужно было все оформить. Пришлось бегать, писать письма… К счастью, сотрудники консульства вошли в мое положение, я получила паспорт с мультивизой. Ну, а дальше: перелет, трансфер, отель… Кстати, меня поселили в одном из самых старых отелей Торонто. Он очень красивый, чем-то «Титаник» напомнил. Там длинные-длинные коридоры, хоть кино снимай. Когда я их фотографировала, вспоминала Стэнли Кубрика и его «Сияние»

Как встретил тебя Торонто?

Прекрасно! Поднималась на «Си-Эн Тауэр» — вид завораживающий! Торонто красив! По улицам много людей с собаками гуляет, убирают за собой. Все дружелюбные, подскажут сразу, что-то посоветуют. Они очень лояльно относятся к туристам. А еще у них в меню Старбакса есть вкуснейший чай под названием «Лондонский туман» — это эрл-грей со взбитым молоком. Настоятельно рекомендую!

Что происходило непосредственно на фестивале?

Чувствовалась атмосфера праздника кино. Много было знаменитостей. Проходишь по центру, видишь оцепленную зону и понимаешь, здесь кого-то ждут. Люди подолгу стояли в ожидании Леди Гаги или Джорджа Клуни. Меня еще умилили сувениры из культовых фильмов, которые продавались в рамках TIFF. Даже фигурки из мультиков Хаяо Миядзаки можно было приобрести!

Наталья Гуркина

Удалось пообщаться с кем-нибудь из селебритис?

Как правило, актеры приходили на мероприятия вместе со своими агентами. Пришли, улыбнулись в камеру, засветились и уехали на другую вечеринку. Мне удалось побывать на одном из таких вечеров, где оказались Эмма Робертс, Мэйси Уильямс (Арья Старк из «Игры престолов») и Джейк Джилленхолл. С Эммой Робертс даже получилось сфотографироваться.

А из фильмов что понравилось?

За 3 дня я успела посмотреть 3 фильма. «Игра Молли» с Джессикой Честейн, «Я убиваю гигантов» — добрый фильм про девочку, которая переживает болезнь матери и «Профессор Марстон и Чудо-женщины» — кино о создателе комикса про знаменитую супергероиню. Между прочим, очень интересный фильм. Марстон изучал социологию, проводил значимые исследования, и даже разработал вместе с женой детектор лжи.

И кульминация. Церемония вручения…

Приз вручал Директор Х (клипмейкер — Прим. ред) и один из организаторов фестиваля. Вместе со мной на сцене находился второй победитель Джастин Ву — ему достался приз зрительских симпатий. Организаторы похвалили наши задумки и сказали, что будут ждать в гости в следующем году.

Кстати о задумках. Как к тебе пришла идея для «Confession»?

Ох, трудно объяснить. Когда я прочитала условия конкурса, у меня сразу сложилась картинка… Тот самый удивительный момент, когда что-то появляется в голове будто из ниоткуда и вы понимаете, что это то, что нужно. Почему жестовый язык в фильме? Это связано с тем, что в Московской школе кино мы подробно разбирали фильм «Страна глухих». В подсознании отчетливо отложилось… Конечно, я понимаю. Будь у меня в фильме обычная девочка, истории бы не случилось. Людей тронула именно ее физическая особенность.

Институт помог с продвижением?

Вуз помог на подготовительном этапе. Я-то закончила МШК еще в прошлом году, но часть ребят из съемочной группы еще там учится. Для съемок мы воспользовались школьным светом. Это сэкономило 5 тысяч. В итоге у нас вышел очень бюджетный фильм. Порядка 6−8 тысяч рублей! В Канаде многие даже удивлялись, как мы так дешево смогли снять, всего за 100 долларов.

Поведай, что представляет собой учеба в Московской школе кино?

Учеба длится 2 года. Мы были самый первый поток, поэтому на нас часто ставили эксперименты (Смеется). Наставником был Алексей Попогребский. Он многое для нас сделал, я до сих пор очень ему благодарна. Он говорил: «Я не ваш мастер, я — куратор. Я не хочу, чтобы вышло множество Попогребских, я хочу, чтобы отсюда вышли индивидуальности». Он активно участвовал в нашей жизни — писал большие письма с комментариями о работах, ходил на лекции и мастер-классы с нами. Ребята с параллельных групп нам даже завидовали, что Попогребский с нами как с детишками возится.

А знания, полученные в университете, помогли?

Я пришла с нуля, поэтому все было очень интересно и полезно. По сути, короткий метр строится по той же структуре, что и полный. Те же повороты, та же драматургия. Просто в сжатом виде. Это то же самое, как за одну минуту рассказать другу о своем невероятном приключении. Главное, найти идею, которую можно уместить в эти рамки.

Некоторые критики дают неутешительные прогнозы — в будущем кино в традиционном понимании исчезнет, трансформируясь в короткий метр и сериалы. Что думаешь на этот счет?

Мне кажется, не все фильмы можно трансформировать. Полтора часа — идеальный формат для кино. Бывают и исключения. Например, «Исчезнувшая» Дэвида Финчера. Вовсе не возникало ощущения затянутости и желания перемотать. Но наверное, какие-то картины можно разделить на части или перевести в формат сериалов.

При нынешних условиях, возможно ли снимать независимое кино?

При желании все возможно. Если у тебя крутая идея и команда единомышленников, которая разделяет одну мечту. Деньги, помещение, ресурсы всегда можно найти. Когда людям предлагаешь действительно хорошую идею, они идут навстречу, сами загораются желанием помочь. В итоге получаешь то, на что даже не рассчитывал.

А выйти в широкий прокат?

Мне сложно сказать, но если у тебя хорошее кино — это возможно. Другое дело, надо с кем-то поговорить, кого-то попросить. Знаете, самая главная ошибка — говорить и жаловаться, что все безнадежно и ничего не пробовать. За «попробовать» никто не осудит. Надо экспериментировать! Если ты сидишь, ничего не делаешь и надеешься на чудо — его вероятность близка нулю, а если ты приложил все свои усилия, добросовестно стараешься — то чудо непременно произойдет. Многие говорят, что для проектов надо искать деньги на стороне, свои не тратить. Категорически не согласна. Если у тебя есть крутая идея — вложись в нее. Это же твое родное. Снимать надо пока горячо — потом бессмысленно. Это же вклад в себя, если ты сам в себя не веришь, кто поверит? Время не ждет.

Последние новости об успехах молодых режиссеров на международных фестивалях наводят на мысль, что в нашем кино наметилась тенденция на подъем. Согласна?

Да, мне кажется, улучшается ситуация. Новое поколение постепенно заявляет права. Кино должно быть независимым, и не важно одобряется ли это сверху или нет. Искусство не должно иметь рамок. Поэтому происходящее с «Матильдой» меня удивляет. Как религиовед по первому образованию я недоумеваю. Люди, мнящие себя православными борцами за правду, вовсе не разбирается в религии. Ведь к лику святых причисляют за мученическую смерть или праведную жизнь. Николая II причислили за первое. Поэтому так рьяно защищать аспект личной жизни императора просто невежественно. Люди не понимают, что делают…

Мнения киношников об участии на различных фестивалях разнятся. Какой бы ты совет дала скептикам?

Надо впрягаться со всех сторон. Если ты сидишь и просто снимаешь, какой-то аспект киношной жизни упускаешь. Фестивали — это возможность познакомиться с нужными людьми. Особенно если у тебя есть амбиции поработать за рубежом. Победа на любом фестивале положительно отражается на твоей репутации, ты увеличиваешь охват аудитории. И еще один приятный бонус — тебе оплачивают поездки (Улыбается).


Автор: Эрика Гурцкая

Автор: Эрика Гурцкая

Автор записи: Эрика Гурцкая