Ничего личного. Только правда

Казалось бы, обычная история про медиков и молодой паре, переживающей кризис в отношениях. Что в ней такого особенного? На самом деле, ничего. Но этот фильм заставит по-другому относиться к российскому кино. Как мигающий маяк посреди бушующего океана, «Аритмия» Бориса Хлебникова вселяет надежду, что не все еще потеряно. После просмотра становится удивительно легко, словно ты побывал на сеансе духовного исцеления. Здесь нет гламура и порядком надоевшей «чернухи». Нет здесь и бравурного пафоса. Здесь только правда, простые диалоги и настоящие герои. О том, почему «Аритмия» в этом году больше всех заслуживала выдвижения на «Оскар» — наш рассказ.

Эмоциональное выгорание — симптом нашего времени. Постоянное напряжение и стрессы выжимают все соки, на остальное — уже не хватает сил. Олег — врач скорой помощи. Рабочий день для него — всегда мозговая встряска, ведь приходится не только диагностировать болезни, но и проводить разъяснительные беседы. То женщину с явными признаками инфаркта уговорить поехать в больницу, то мнительную старушку в n-ый раз убедить, что со здоровьем у нее все в порядке, то нетрезвых и дерущихся гопников довезти в сохранности до медпункта. Обычно Олег вежлив и любезен с пациентами, но когда счет жизни идет на минуты, не церемонится и госпитализирует насильно. В любой ситуации он — хозяин положения.

Кадр из фильма "Аритмия"
Персонажи «Аритмии» будто специально написаны для Александра Яценко и Ирины Горбачевой. Актеры смотрятся органично, каждый жест наполнен заботой и нежностью.
Но, увы, это одна сторона медали. Вне работы от решительного и смелого доктора не остается и следа. Мы видим инфантильного и слабовольного мальчишку, который не способен принимать важные решения. От невыносимой тяжести бытия его спасает только алкоголь. Какая жена стерпит подобную расхлябанность? Не выдерживает даже чуткая Катя. Она — врач приемного отделения, куда постоянно привозят людей. Не каждый из пациентов отвечает благодарностью на помощь. Хамство и невежество — то, с чем девушке приходится мириться ежедневно.

«Моя героиня близка мне от и до. По тому, как она себя ведет, какие поступки совершает — фактически это я сама. Наша история — как копирка с моей, только с другими обстоятельствами и людьми, но, по сути, я ровно с такими же проблемами сталкивалась и мне многое понятно» — признается Горбачева

Рутина связала главных героев по рукам и ногам, но если Катя сумела разграничить работу и личную жизнь, то Олег справиться не смог и вовсе запутался. Даже алкоголь, единственный допинг, и тот сыграл с парнем злую шутку. Измотанный после смены, герой напивается на дне рождении тестя и начинает вести себя неподобающе. Терпение жены быстро сменяется праведным гневом. Когда разлад неминуем, а точка кипения достигнута, решение дается легче. «Нам надо развестись» — пишет смс-ку Катя, надеясь на понимание…

Кадр из фильма "Аритмия"
После «Аритмии» язык уже не повернется назвать Горбачеву «звездой инстаграма»
На первый взгляд, сюжет прост и тривиален. Уж сколько фильмов и сериалов посвящено кризису в семейных отношениях. Но заслуга Бориса Хлебникова в том, что заурядную историю удалось сделать еще и увлекательной. Вероятно, связано это с первоначальным замыслом проекта. Режиссер вместе с соавтором сценария Натальей Мещаниновой готовили романтическую комедию: «„Аритмия“ родилась из анекдота: молодая пара собралась разводиться, но из-за оплаченной квартиры решила не спешить с разъездом. Но когда мы придумали профессию главного героя, он стал врачом скорой помощи, нас повело в другую сторону, сильно поменялся жанр». Хоть комедия и трансформировалась в драму, легкость повествования сохранить все-таки удалось. Два часа хронометража пролетают незаметно, связный сюжет удерживает внимание.

Кадр из фильма "Аритмия"

Вообще документальность «Аритмии» впечатляет. И дело не только в операторской работе Алишера Хамидходжаева, создавшего эффект полноценного присутствия. Здесь правдоподобно все — диалоги, герои, быт. Ничего претенциозного. С происходящим на экране легко себя ассоциировать. Герои живут в спальном районе, снимают однушку, работают в обычной городской больнице, носят простую одежду из масс-маркета. По праздникам навещают родителей, по выходным устраивают посиделки с друзьями. Знакомая картина, правда? А самое главное, персонажей беспокоят такие же проблемы, как и нас.

Кадр из фильма "Аритмия"

Но фильм Хлебникова не имел бы такого резонанса без социального подтекста. Режиссер в деликатной форме рассказывает о последствиях реформ в здравоохранении. Изменения отразились на качестве услуг. Медики жестко ограничены регламентами и нормативами. Так, например, бригаде скорой помощи дается на вызов всего 20 минут — ни больше, ни меньше. Иначе штраф, выговор вплоть до увольнения. «Главное, чтобы человек не умер под тобой. Вот есть другие врачи — у них пусть умирает. Твоя задача — живого человека доставить в стационар. Вот там пусть умирают на здоровье» — объясняет смысл системы начальник в больнице. Согласно министерским нововведениям, человеческий фактор должен быть полностью исключен. Принципиальный и сердобольный Олег противится «людоедским» правилам. Это ему, практикующему врачу и профессионалу своего дела, решать как лечить пациентов и сколько времени им уделять, а не алчным чиновникам, желающим лишь выслужиться перед верхами. Можно сказать, благодаря таким самоотверженным ребятам, как герой Яценко, наша медицина пока еще лечит, а не калечит. И трогательная концовка фильма дает надежду, что рано или поздно в конце этого тоннеля появится свет.

Кадр из фильма "Аритмия"

В «Аритмии» бытовой реализм сочетается с поэтичностью. Скромный провинциальный Ярославль здесь преображается в милый и уютный городок. Незамысловатые песенки в два прихлопа звучат мелодично и приятно на слух. Даже интерьер квартир с коврами на стенах не вызывает раздражения. Не идя на поводу у продюсеров и у зрителей, Хлебников снял простое кино про обычных людей.

Многие сравнивают «Аритмию» с «Нелюбовью» Андрея Звягинцева. Да, между фильмами есть что-то общее. С одним только «но». У Хлебникова не все так беспросветно и мрачно. Он не презирает обыденность, поэтому способен разглядеть что-то хорошее. А в современном российском кино это, пожалуй, редкость…

Автор: Эрика Гурцкая

Автор: Эрика Гурцкая

Автор записи: Эрика Гурцкая